Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 91 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Артистизм в спорте

Я как раз готовил статью посвященную физической форме танцора и стилю, когда прочитал заметку Брайана Аллена в DANCE NEWS № 1527, где он, будучи внимательным наблюдателем тенденций в конкурсном танце, пишет о возможной негативной стороне признания танца олимпийским видом спорта. Он озабочен жестким, зажатым корпусом некоторых пар в стандартных танцах. Брайан думает, что новый образ танца, как олимпийского вида спорта уже сегодня приводит к тому, что физический, силовой аспект становится преобладающей чертой конкурсного танца, заменяя собой артистизм стиля и движения. Эта тенденция, получив дальнейшее развитие, может принять нежелательные формы, и судьи должны быть начеку. Это явление нельзя поощрять!

Как конкурсный танцор и тренер, я всегда придерживался прямой основной стойки (ее иногда называли «военной» в отличие от популярной одно время в Лондоне «согнутой» стойки). Вес расположен над носками в свин-говых танцах (в танго вес расположен ближе к центру стопы). Я следил за тем, чтобы стопы были «в тонусе» до самых кончиков пальцев. Когда в таком состоянии нога ставится на пол на всю стопу, вся подошва стопы оказывается в контакте с паркетом, от пятки до кончиков пальцев. Я обращаю на это особое внимание, потому, что многие танцоры задирают носки вверх (восточные туфли!) (фото 1). Стопы должны быть не только сильными, но и аккуратными.

217

Фото 1. Неправильно

Принимая стойку в паре, вы должны чувствовать, что тело и ноги «растянуты», но коленные суставы не должны быть «заперты» (причем они не должны быть заперты никогда и ни в каком танце, даже при максимальном подъеме в вальсе). Мягкие колени, работающие как гидравлические поршни, в сочетании с легкой, как перышко постановкой стопы на паркет — это ключ к эластичной, «рессорной» работе ног. Это лекарство от жесткого движения.

Важной центральной точкой мышечного контроля собственного корпуса и корпуса партнера является область брюшного пресса, район пояса. Здесь должно быть ощущение твердости, контролируемого напряжения мышц этой области. Я подчеркиваю, что любое действие берет свое начало именно в этой центральной области контроля, как свой собственный посыл, «драйв», так и так и ведение партнерши. Это также ключевая область для создания стиля. Идеальным определением правильной постановки верха корпуса — грудной клетки, плеч, рук — будет легкость и отсутствие зажимов мышц. Т.е. как раз прямая противоположность жесткости и напряженности.

Предупреждение: Если «средняя линия» корпуса (или, пользуясь ярким термином, «мышечный корсет») не обладает необходимой твердостью и тонусом, необходимая свобода мышц спины и плеч не может быть достигнута. Без этого сильного мышечного фундамента, на который опирается верх корпуса, в мышцах спины, груди и плеч возникнет нежелательное напряжение и жесткость.

Но при правильной постановке корпуса и при условии, что движение вызывается мышцам средней линии, бока корпуса и плечи, без напряжения, получают возможность свободно вращаться вокруг опорной оси позвоночного столба.

Еще одна важная причина зажатости — неподвижное положение корпуса по отношении к линии танца, вместо того, чтобы позволить плечам осуществлять непрерывное плавное действие в соответствии с принципами про-тиводвижения (СВМ) и ведущими сторонами корпуса (фото 2—3).

218

 Фото 2. Правильно              Фото 3. Правильно  

Я думаю, что Брайан имел в виду также тех танцоров, которые считают, что должны выглядеть энергичными, чтобы создать доминирующий имидж. Партнер может выглядеть доминирующим и внушительным (желательно), но одновременно должен избегать любых следов излишнего напряжения или зажатости корпуса (нежелательно). И кроме того, движение по паркету, каким бы драматичным и стремительным оно ни было, не должно обнаруживать связанные с этим мышечные усилия.

Настоящий чемпион скрывает проявления физических усилий!

Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать мужественность партнера и женственность партнерши. Поэтому руки партнера должны обнимать, поддерживать, но не выглядеть напряженными, а руки партнершы должны быть такими мягкими, нежными и легкими, как тончайший шелк. Важно закрепить в сознании эту концепцию взаимоотношений мужчины и женщины в танце. Положение рук в паре — это часть танцевального «языка тела».

Самые крайние отрицательные явления в положении партнеров в паре — превалирующие несколько лет назад, хотя и не искорененные до конца — за последние год или два значительно смягчились в пользу более «естественного» облика пары. В своих худших проявлениях желание достичь все более и более широкого верха приводило к тому, что партнер стремился все выше поднять локти, пока они, наконец, не оказывались на одном уровне с плечами. Я в то время определил это явление, как «распятие на кресте». У партнерши, которая в большинстве случаев ниже ростом, вольно или невольно локти крайне неженственно задирались вверх. Это полностью противоречит эстетическому идеалу.

Вопрос, почему вообще эта странная стойка с задранными вверх руками стала модной, не поддается логическому ответу. Может быть это просто такой каприз, вроде причуды в мире моды. (Там, конечно, дизайнер стремится расширить рынок продаж.) Но уж такую стойку наверняка нельзя назвать «классической». Сегодня, правда, лучшие танцоры вернулись к более эстетичному и естественному положению рук, линия которых слегка наклонена от плеч до локтей и продолжается наклонной линией от локтей до пальцев правой руки партнера.

Я повторяю: идеальной будет чистая, не сломанная линия плеч и рук слегка вниз до локтей.

Плечи должны быть не подняты, а оставаться на месте. Некоторые тренеры, акцентируя эту мысль, говорят, что «плечи прижаты вниз».

Однако, следует оговориться, что нельзя указать какой-то определенный угол подъема локтей для всех пар без учета разницы в росте.

Если партнерша того же роста, что и партнер или выше, то его локти, конечно, будут подняты выше обычного положения. Если она ниже, чем обычно принято в паре, то локти партнера должны быть опущены соответственно ниже. В идеале локти обоих партнеров должны быть направлены слегка вниз как естественное продолжение линии плеч от шеи до крайней точки плеча.

Правое предплечье партнера должно быть согнуто таким образом, чтобы его правая ладонь могла занять положение на спине партнерши, — и это важно — при котором мясистое основание большого пальца лежит как раз под лопаткой партнерши. Не на лопатке — это территория латиноамериканской закрытой стойки — но как раз под ней, и большой палец касается ее основания.

Важно, что такое положение рук является лучшей позицией, дающей партнерше максимальную свободу для исполнения фигур и поз, требующих широкой линии верха: спинов, оверсвея, ланджа, контра-чека и т.д., не искажая линию правого бока партнера.

Идеальная конкурсная пара должна создавать образ, в котором мужественность партнера подчеркивается женственностью, мягкостью и спокойной элегантностью партнерши.

Именно этот контраст и составляет сущность взаимоотношений мужчины и дамы в паре.

Мой совет: сосредоточьтесь на четком отражении своей собственной роли в паре. Но никогда не забывайте, что, хотя танцевальный спорт на олимпийском уровне требует постоянного поддержания хорошей физической формы, энергии и выносливости, оценка за качество выступления чемпионов всегда будет выставляться как за артистическую интерпретацию, так и за техническое мастерство.

Далее >> Венский вальс