Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 159 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Артистизм в технике

Утверждают, иногда, что прогресс в спортивном танце через несколько лет поднимет верхнюю планку качества выступления танцоров на чемпионатах, и это так же неизбежно, как то, что за днем следует ночь. Что последующие поколения продемонстрируют еще более высокий уровень танца, что великие танцоры каждого следующего поколения должны быть технически и артистически более совершенными, чем поколения ушедшего. Есть ли возражения против этой теории? Кроме всех прочих факторов, такие сравнительные оценки очень трудно высказывать объективно, даже тому, кто видел всех великих чемпионов 20-го века на пике их славы.

Но, если мы обратимся к некоторым аналогиям из мира спорта, мы увидим, что это утверждение обосновано. Легкоатлеты и пловцы показывают более высокие результаты. Постоянно устанавливаются новые мировые рекорды. И это железный, неумолимый, бесспорный факт! Прыгуны и метатели покрывают соответственно новые высоты и расстояния. Это объясняется тем, что техника подготовки тела для достижения требуемого физического результата продолжает совершенствоваться. Постоянно отодвигаются назад границы физических возможностей человека, и сегодня, например, рекорд Роджера Баннистера, преодолевшего милю менее чем за 4 минуты в 1954 году уже стал привычным результатом.

Однако в других видах спорта высокие результаты стали возможны благодаря совершенствованию спортивного инвентаря! Качество ракеток для тенниса и клюшек для гольфа несравнимо выше сегодня, чем, Скажем, 50 лет назад. Шарики для гольфа сегодня совсем не похожи на те, которыми раньше играли на чемпионатах. Поэтому расстояние, которое покрывает сегодня шарик в гольфе, или скорость подачи в теннисе объясняется не только превосходством современного игрока над своими предшественниками в прошлом. Разве мячик, перелетающий сегодня над сеткой с космической скоростью, свидетельствует только о высоком мастерстве игрока?

Но хотя танец и обладает определенными характеристиками, присущими спорту, например, требованием высокой физической подготовки, победитель не может быть определен, в отличие от других видов спорта, на основании абсолютных показателей — скорости, высоты, расстояния или выносливости (как в марафоне). Как в танцах на льду или в гимнастике, пара оценивается по двум критериям: техническое мастерство и (что более туманно) артистизм. Но артистизм — это очень относительное понятие. Недаром говорят: «Красота — в глазах зрителя». Вот почему критерий технического мастерства так важен в качестве основы для обучения, тренировок и судейства. Если существуют четкие, определенные технические требования, как, например, в пяти танцах стандартной программы, выдержавшие проверку временем на протяжении почти целого века, то есть и прочная основа для квалифицированного судейства.

Существует также и проблема сравнения равно совершенных явлений. Живопись одного периода в сравнении с живописью другого. Например, сравнение картин Леонардо Да Винчи с картинами Ван-Гога, Рембрандта или Пикассо. Как можно сказать, какие лучше?

Возвращаясь к конкурсному танцу, я готов согласиться, что в массе, но необязательно в конкретных случаях, сегодняшние танцоры демонстрируют более свободное и широкое движение на паркете, но, тем не менее, в некоторых аспектах техники средний уровень конкурсного танцора уступает уровню его предшественников 20, 30, 40 и более лет назад. Одна из таких наиболее важных технических особенностей — это нюансы грамотной работы стопы.

Вот тут и заключается парадокс. Ведь ограниченная программа фигур для начинающих и ювеналов была тщательно разработана и изложена руководящим танцевальным органом страны в сотрудничестве с лучшими умами всех учительских ассоциаций специально для того, чтобы привить начинающим конкурсным танцорам прочные технические навыки! Поэтому, те кто прошли ступени этой системы, должны бы, по крайней мере, стать грамотными «технарями». Почему же так не случилось?

Я приведу только один пример, иллюстрирующий мою мысль — КАБЛУЧНЫЙ ПУЛЛ.

Каблучный пулл используется в качестве окончания некоторых правых поворотов и составных поворотных фигур в вальсе, медленном фокстроте и квикстепе. Одно время казалось, что каблучный пулл полностью вышел из конкурсной моды, за исключением конкурсов, на которых соответствие «ограниченной программе» было обязательным. Но, похоже, эта фигура возвращается. Два знаменитых танцора, Маркус Хилтон и Лука Бариччи, независимо друг от друга использовали ее в лекциях на Всемирном Конгрессе 1995 года. И Маркус, и Лука использовали каблучный пулл в различных вариациях медленного фокстрота. Маркус использовал его в более быстром ритме, как трамплин для входа в остановленное изогнутое перо (Checked Curved Feather), т.е. с продолжением поворота вправо. Лука использовал после него кросс-свивл, т.е. поворот вправо с последующим поворотом влево. Принимая во внимание неподражаемое, грамотное владение телом этими замечательными танцорами, обе вариации, как и можно было ожидать, были выполнены ярко и с безупречной работой стопы.

Но меня здесь в основном интересует лишь один элемент работы стопы.

Основное применение каблучного пулла в фокстроте — это последние три шага правого поворота или последние три шага левой волны. Вот как они должны исполняться: 1. Партнер выполняет шаг назад ЛН на первом из этих трех шагов; 2. Подтянуть (пулл) правую стопу назад с каблуком в контакте с полом, переходя на внутреннее ребро стопы, когда ПН оказывается на уровне ЛН, заканчивая маленьким шагом ПН в сторону с весом полностью на правой стопе и с контактом внутреннего ребра свободной левой стопы с паркетом. Между этими двумя шагами выполняется поворот на 3/8 вправо. И этим заканчивается собственно каблучный пулл (по описанию третий шаг представляет собой шаг ЛН вперед с каблука).

Как видите, пока ничего трудного. Можно было бы ожидать, что это не вызовет затруднений даже у танцора сравнительно невысокого класса. Однако многие конкурсные танцоры, даже высокого уровня, искажают эту фигуру до неузнаваемости, забывая о самом ПУЛЛЕ, а вместо этого второй шаг просто выполняют в сторону. Что это: невнимательность тренера, или этим горе-танцорам просто «недосуг» отрабатывать детали техники такой простой фигуры?

Но чтобы выполнить каблучный пулл на конкурсном уровне, требуется нечто большее. (Я оптимистично полагаю, само собой разумеется, что вы систематически тренируете свои стопы, что они в тонусе, и мышцы стопы растянуты, образуя красивые, чистые линии, что ваши ноги не шлепаются небрежно, как попало на паркет, вроде окороков в мясной лавке.)

Прежде всего, стопы в течение всего поворота вправо на 3/8 (стандартный угол поворота) должны оставаться параллельными друг другу. Ни на одной стадии поворота они не должны разворачиваться в V-образную позицию, несмотря на то, что это внутренняя сторона поворота. Точка пивота — левый каблук. Но когда вес полностью переходит на левую стопу, левый каблук опущен, пивот выполняется на «плоской» стопе и носки легко касаются паркета. Передняя часть стопы не должна быть задрана в воздух, как это часто приходится видеть.

Когда правая стопа одновременно подтягивается назад с давлением на каблук, носок стопы мягко и постепенно опускается, пока не окажется в контакте с паркетом. Повторяю: сохраняйте параллельность стоп, когда выполняете пивот на левой стопе вправо и носок должен легко скользить по паркету. Вес переносится на ПН, сначала на внутреннее ребро, затем на всю стопу. Ставшая свободной, ЛН оказывается теперь в стороне от ПН на внутреннем ребре. Это значит, что в этот момент каблук не должен быть оторван от паркета, даже слегка. И на этом заканчивается собственно каблучный пулл фигуры.

Третий и последний шаг — ЛН вперед с каблука.

Темой Всемирного Конгресса 1995 года было «Стремление к совершенству». Именно к этому я призываю в настоящей статье. Вышеприведенный пример представляет собой лишь один маленький элемент, из которых складывается прочная техническая основа развития артистизма в танце.

Далее >> Артистизм в спорте