Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 32 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Как воспитать чемпиона. Гарри Смит-Хемпшир

Предисловие

Броское, амбициозное название, но это не маркетинговый трюк, а спокойная уверенность профессионала высочайшего класса, что без правильного понимания тех аспектов техники, стилистики, эстетики, истории развития европейской программы, которые он затрагивает в своих статьях, действительно невозможно вырастить будущих олимпийских чемпионов в нашем виде спорта.

Вклад Гарри Смит-Хемпшира в развитие современного танца трудно переоценить. Его имя может быть по праву написано золотыми буквами на стене прекрасного Дворца танца, одним из архитекторов которого он является. Вот впечатляющий (и неполный) перечень его профессиональных титулов вместе с партнершей, а позже с женой Дорин Кейси: чемпионы мира по 9 танцам (1961 г.), двухкратные чемпионы мира по стандарту (1959 и 1961 гг.), трехкратные победители Открытого чемпионата Британии в Блэкпуле (1959, 1960, 1961 гг.), победители всех чемпионатов Европы по стандарту с 1954 по 1961 гг.

В 1957 г. Гарри и Дорин приехали в Москву на 1-й Всесоюзный конкурс бального танца. Их выступления в Колонном зале и в Кремле стали откровением и образцом высокой пробы для совсем еще неопытных и неискушенных любителей танца в нашей стране. В статье, позже появившейся в «Dance News», мы находим не только сдержанную доброжелательную критику уровня нашего танца в 50-х годах, но и восхищение энтузиазмом танцоров, и пророческое предсказание бурного развития конкурсного танца в «великой талантливой стране».

Сегодня Гарри Смит-Хэмпшир - один из признанных мировых авторитетов в теории и в методике преподавания танца. Коллеги высоко оценили его заслуги и огромный 60-летний опыт. Много лет подряд он был президентом Национальной Ассоциации учителей танцев в Англии и сегодня остается одним из самых активных членов ее президиума.

Его острое перо публициста оказывает существенное влияние на политику развития конкурсного танца в Англии и во всем мире.

Огромное значение выхода в свет этой книги заключается в том, что технические символы и схемы старых учебников, этакое «тайное знание» профессионалов, вдруг наполняются абсолютно живыми и ясными любому «начинашке» понятиями и образами.

Через жизненный и профессиональный опыт Гарри Смит-Хэмпшира мы, как бы в живую, общаемся с тремя поколениями конкурсных танцоров и учителей танца - от Жозефины Бредли и легендарного Алекса Мура до Чемпионов мира Маркуса и Карен Хилтон, Луки Барикки и Лорейн Берри. Мир конкурсного танца многогранен, ярок, полон страстей, как любая форма человеческой деятельности. Поэтому так логичны его параллели с законами физики и примерами из профессионального гольфа, задачами развития олимпийского движения и т.д.

Здесь я хотел бы дать самую высокую оценку переводу Аркадия Белогородского. Несомненный литературный талант Гарри Смит-Хэмпшира, его блестящий и полный динамики «разговорный» стиль изложения требуют адекватного таланта переводчика. Уверен, что все мои коллеги, которые в свое время читали статьи Смит-Хэмпшира в «Dance News», согласятся со мной в оценке перевода Аркадия Белогородского, отлично справившегося с этой работой.

Для будущих критиков этого издания, которые, видимо, будут отмечать ненаучность терминов «стойка», «шаги в два плана», «область пояса», уточнять, что «работа бедер» на самом деле - это «работа таза», - я хочу сказать две вещи: первое - точная терминология спортивно-методических изданий в области танцевального спорта еще ждет своих авторов; второе - это издание для посвященных, которые совершенно точно знают, о чем идет речь, так как именно на этом языке общаются с парами в танцевальных залах.

Достаточно прочитать названия разделов, чтобы понять, какой разнообразный методический материал предлагает автор своим читателям. Чередование концептуальных статей, полных широких обобщений, и статей, посвященных узко техническим вопросам (таким, как, например, исполнение правых и левых поворотов, эстетика каблучных поворотов дамы), создает особый ритм вовлечения читателя, подчеркивая многогранность мира спортивного танца, взаимосвязь всех его составляющих. Каждая статья методически безукоризненно выстроена и, как правило, заканчивается повторением основных идей. По сути - это готовая лекция или тема практического занятия, что, безусловно, важно для тренеров. Такие разделы, как «Четыре составных плавного движения», «Осознанность» и многие другие, могут служить блестящей памяткой для тренеров и танцоров, которые, отрабатывая технически сложные фигуры, иногда забывают об основных принципах исполнения Европейской программы. При этом Смит-Хэмпшир не просто высыпает из корзины кучу нужных вещей, он строго систематизирует все понятия с точки зрения их важности для достижения качества движения и выразительности танца.

Область критических замечаний лежит в сравнении классической методики преподавания и исполнения Европейской программы с современными тенденциями развития спортивного танца, стремлением к увеличению динамики исполнения, большей театральностью и нарочитостью показа конкурсных программ, ассимиляции техники и эстетики других видов хореографии (аргентинское танго и др.). Упрощенно, на мой взгляд, с точки зрения требований к паре экстра-класса, трактуются принципы положения партнеров относительно друг друга и их взаимодействие в паре, несколько прямолинейно выглядит подход к понятию «постоянный контакт», степени и времени применения противодвижения корпуса при исполнении поворотных фигур. Не останавливается Смит-Хэмпшир и на тенденциях в изменении направлений исполнения многих основных фигур, что естественно диктуется требованиями современной динамики исполнения Европейской конкурсной программы.

Да, Смит-Хэмпшир в определенном смысле консервативен. Но как он хорош и убедителен в этом консерватизме, когда речь идет о школе исполнения Европейской программы в самом высоком смысле этого слова! Не узнав и не прочувствовав основных требований традиционной английской методики, невозможно и даже вредно говорить о современных тенденциях конкурсного исполнения этой группы танцев.

При этом перед Вами не сухой учебник (хотя именно в комбинации с классическими учебниками использование этой книги может дать настоящий прогресс в подготовке спортсменов), а блестящий путеводитель для уже посвященных и заболевших конкурсным танцем читателей.

С уважением ко всем российским танцорам и тренерам,
Петр Чеботарев,
вице-президент Федерации танцевального спорта России

 

Вступительное слово

Александра Мельникова и Ирины Соломатиной

Прочитав перевод работ одного из выдающихся танцоров столетия, обладающего колоссальным опытом и знаниями, разбирающегося в тонкостях танца, мы пришли в выводу, что идея перевода и издания этих трудов сама по себе очень ценна. Это издание внесет важный вклад в развитие танцев в нашей стране. В работах Смит-Хэмпшира обращается внимание на очень важные аспекты и тонкости танцевания, и объяснены они простым и доступным языком.

Должны отметить, что перевод этих трудов на русский язык очень точен и лаконичен. Великолепная работа Аркадия Белогородского.
Нам кажется, что это издание заинтересует танцоров любого уровня, педагогов, серьезно относящихся к своей профессии, а также всех тех, кто хочет знать о танцах все или почти все.

Еще эти работы интересны тем, что в них рассмотрена не только техника исполнения, но также поведение на площадке, построение вариаций, взаимоотношения в паре, роль партнера и партнерши, характерные особенности движения и выражения музыки.

Поэтому, когда нам предложили проиллюстрировать эту работу, мы согласились с большим удовольствием.

Надеемся, что все, кто познакомится с этим изданием, останутся им очень довольны.

С уважением, А. Мельников, И. Соломатина


Далее >> Техника бального танца под угрозой