Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 59 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Назад к основам!

Вы, наверное, слышали о дискуссиях по поводу сегодняшней системы обучения в школах. Об этом говорят по телевидению, по радио, пишут в газетах. Об этом делал заявления даже премьер-министр. Сейчас многие бьют себя в грудь и рвут на себе волосы, сокрушаясь об общем упадке уровня грамотности.

В 30-х годах почти половина школьников бесцеремонно выбрасывались из системы образования вскоре после того, как им исполнялось 14 лет. С тех пор минимальный возраст выпускников школ был поднят на 2 года. Однако, нужно отметить, что средний уровень грамотности был в 30-х годах даже выше, чем сегодня. Теоретически методика обучения вроде бы улучшилась и стала более совершенной. Откуда же этот упадок, который вызывает сегодня такое бурное обсуждение в средствах массовой информации? Где его корни?

Я привожу здесь эти рассуждения, поскольку в бальном танце сложилась аналогичная ситуация, ставшая предметом рассмотрения в ряде моих статей в Dance News. Судя по тому, что я — и другие судьи — видим на конкурсном паркете, похоже, что в основной массе танцоры весьма поверхностно знакомы с элементами, которые составляют основную технику бального танца.

Продолжает расширяться разрыв между лучшими учителями техники, которые, в основном, готовят учеников к восхождению по лестнице «медальных испытаний», и группой конкурсных тренеров. Я уверен, что многие читатели знакомы с танцевальными школами, ученики которых очень хорошо подготовлены технически.

Ученики таких школ и все те, кто занимает ту же позицию в отношении важности техники:
а) понимают, что стопы танцора должны быть эластичными и в тонусе, чтобы создавать красивые, элегантные
линии. Однако на чемпионатах я вижу бесформенные, неаккуратные стопы;
б) знают, что стопа должна проходить мимо другой с «брашем» и двигаться по узкой, вполне определенной
«дорожке». Однако на чемпионатах я вижу, что ноги у танцоров растопырены, как у пьяного матроса;
в) в курсе, что стопы должны оставаться параллельными друг другу и не вихляться внутрь и наружу при переходе из одной позиции в другую. Однако на чемпионатах я вижу стопы, которые могут разворачиваться вплоть до 45 градусов!

Ученики педагогов, знающих технику, обычно хорошо знакомы с правильной работой стопы. Они также отдают себе отчет в важности противохода (СВМ) и в причинах его использования. Партнеры также знают, что если они позволят партнерше соскользнуть на правое бедро при шаге сбоку партнерши, это не украсит линии пары. Тем не менее, в мире конкурсного танца среди ряда специалистов бытует мнение, что в нашем спорте/искусстве неизбежен «прогресс» и что качество конкурсного танца с каждым десятилетием становится все лучше и лучше. Но не выдается ли желаемое за действительное, и где доказательства? То, что кто-то так считает, еще не убеждает, что этот так называемый «прогресс» представляет собой факт, не подлежащий обсуждению.

Я согласен, что с расширением круга стран, участвующих в нашем виде спорта/искусства, большее число танцоров достигают высокого уровня в определенных аспектах танца, среди которых, например, — качество стремительного движения в стандартных танцах. В первых турах крупных чемпионатов так много талантливых пар, что для добросовестного судьи эти туры превращаются в настоящий кошмар.

Но моя критика касается техники. Стал ли лучше стиль — тоже спорный вопрос. Естественная линия плеч в стандартных танцах должна продолжаться линией рук, постепенно ниспадая от плеч вниз к локтям. Даже хотя большинство хороших партнеров вновь обратились к этой слегка наклонной линии, я часто вижу партнерш — часто из очень именитых пар — у которых левый локоть смотрит вверх. Я отрываюсь сейчас от этой статьи и смотрю на фотографию танцующей престижной пары. Левое плечо партнерши поднято почти диагонально к потолку, так что кажется, будто голова лежит своей левой стороной на плече. Я не думаю, что это красиво. Хотя следует признать, что сегодня есть очень стильные пары. Я буду писать об одной из таких пар (которая обладает и прекрасной техникой) в следующей статье.

Я не согласен с теорией «постоянного прогресса», поскольку не считаю, что имеет место общий подъем среднего уровня. Как и в ситуации со школьным образованием, уровень общей грамотности упал. Я с трудом нахожу объяснение этому факту. Большинство влиятельных сегодняшних тренеров старшего поколения сами прошли в свое время серьезную техническую подготовку. Они танцевали в контакте. Они использовали СВМ. Они правильно пользовались боковым свеем. У них была безупречная работа стопы. Ноги перемещались по правильным определенным траекториям. Где же произошло отклонение от верного курса?

Очень влиятельный специалист недавно заявил, что техника сегодня лучше, чем когда-либо. Я готов поспорить с этим утверждением! Давайте возьмем любой технический аспект и обсудим все плюсы и минусы так называемого «прогресса». Только одна учительская танцевальная ассоциация за последние два года пересмотрела свой учебник по технике, но при этом не изменила ни одного из важных критериев. Все другие ассоциации, представляющие многие тысячи учителей танца, вполне удовлетворены своими техническими требованиями, пересмотренными последний раз почти 50 лет назад. Неужели они все ошибаются?

Наша профессия снова нуждается в едином подходе к обучению как массовому, так и спортивному танцу, лестнице роста мастерства, по которой «бронзовый медалист» может в перспективе стать победителем важнейших чемпионатов. Нашей целью снова должна стать последовательность. Мне посчастливилось, — за что я очень признателен, — что мои первые учителя настаивали на точном исполнении технических требований и что мои тренеры впоследствии пользовались этим прочным фундаментом, а не разрушали его. Мне дали эту стремянку, по которой я вскарабкался на самый верх танцевальной профессии.

Далее >> Концепция слоев