Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 176 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Концепция слоев

Язык — слова — вот все, что есть у нас, человеческих существ, для выражения концепций. Непосредственная передача мыслей на расстоянии, если бы она была возможна, была бы идеальным средством общения, поскольку не оставляла бы сомнений в адекватности передачи смысла сообщения. Вся концепция, как она видится «мысленным оком» отправителя, перенеслась бы телепатически в головы получателей без всяких слов. Неправда ли, прекрасно? Но в реальном мире слова, письменные или устные, составляют последовательные звенья информационной цепочки. Выбор слов становится, поэтому, исключительно важным фактором, особенно в вербальной коммуникации, где вероятность ложного истолкования значительно выше. Однако учитель танцев, работающий с отдельными парами или с классом, имеет в своем методическом арсенале не только абстрактные идеи. Прямой показ является дополнительным методом передачи информации. Учитель, таким образом, обращается к двум органам чувств, ключевым для процесса обучения — слуху и зрению.

На частном уроке учитель может избирательно адаптировать свою методику к существующему уровню знаний и к индивидуальным особенностям ученика. Например, ученик выполняет слишком сильный свинг в повороте вальса, результатом чего является потеря баланса и неаккуратная приставка на третьем шаге. В этом случае надо ослабить энергию поворота, и возможным лекарством мог бы быть совет замедлить поворот корпуса. Другими словами, руководствоваться правилом «вперед-вперед» на первых двух шагах.

Теоретик, пишущий о танце, лишен этой роскоши. Он должен стремиться нарисовать картину идеальной физической формы или идеального движения, пользуясь словами вместо мазков кисти, причем картину настолько яркую, чтобы концепция, созданная в голове автора могла быть без потери смысла воссоздана в головах читателей.

Я уже написал две статьи, посвященные «Ограниченному перечню фигур», в надежде объяснить цели создания такого ограниченного перечня основных фигур для ювеналов (что применимо для начинающих любого возраста). Любой «думающий» танцор, пытаясь разобраться в этом, может спросить: «Для чего нужны ограничения? Какие ценности мы пытаемся утвердить, настаивая на их применении?»

Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, нам придется погрузиться в учебники по технике танца, которые Джилл МакКензи, организатор блэкпульских чемпионатов, настоятельно рекомендовала всем учителям/ тренерам/руководителям юниорских пар (я хочу еще раз напомнить, что мы говорим сейчас о программе стандартных танцев).

Даже самая простейшая танцевальная фигура представляет собой комплекс взаимно перекрывающих друг друга слоев движения. В учебниках по технике бального танца используется удачная форма изложения технического анализа фигур: эти слои разделены и помещены рядом на одной странице текста, так что каждый раздел анатомии стандартных танцев можно изучать отдельно. Напомню, что такая схема изложения была впервые разработана более 70 лет назад. И хотя техника бального танца после 1920 года подвергалась корректировке, блестящая идея разделения слоев движения осталась неизменной. Эта идея при правильном применении представляет собой надежный фундамент, на который опирается мастерство танцора.

Развивая свою мысль, я буду рассматривать эти слои по очереди. Необходимым изначальным условием является перемещение, т.е. движение по паркету. Все остальное в этой статье базируется на этой предпосылке. Движение в стандартном бальном танце имеет (а) специфическую ориентацию в зале для каждой фигуры. Таким образом, четко определяется траектория движения. Следующий слой движения это (б) поворот корпуса и стоп при движении вдоль ориентированной траектории свинга. Одновременно с этими двумя слоями присутствует (в) боковой свей корпуса в целях достижения идеального баланса. Четвертый слой это (г) подъем и снижение корпуса — неотъемлемая характеристика техники.

Последние два слоя не рассматриваются в данной статье. Пятый слой представляет собой (д) технически и эстетически правильное использование стоп. (Только на эту тему можно написать целую книгу). И конечно, танец это форма (е) ритмического выражения музыки. Это шестой слой.

Давайте возьмем правый поворот вальса и рассмотрим его, как пример для укладывания этих слоев один на другой в единое целое. Мы займемся только шагами партнера, но основные принципы в равной степени применимы и для партнерши.

Первый слой.

Начало фигуры. Присутствует маятниковый свинг вперед при движении на первой половине и маятниковый свинг назад на второй половине. Я думаю это очевидно. Траектория первой половины правого поворота представляет собой прямую линию — она никогда не может быть кривой или изогнутой — диагонально к стене. Если вы — танцор — начали поворот под углом 45 градусов к линии танца, это и есть ваша выбранная прямая для всех трех шагов! Тот же принцип сохранится, если вы начнете под углом 40 или 48 градусов. Не отклоняйтесь от выбранной траектории движения в течение всего музыкального такта, если основное действие представляет собой маятниковый свинг. Траектория второй половины — также прямая, но на этот раз вдоль линии танца, параллельно стене.

Теперь давайте наложим второй слой — поворот корпуса и стоп.

Движение левой стороны корпуса вперед начинается одновременно с началом движения вперед носка правой ноги (это действие известно как противоход или СВМ-contra body movement). Корпус продолжает вращение вправо при выполнении второго шага. Непосредственно перед касанием левой стопой паркета корпус и стопы должны двигаться в сторону вдоль линии диагонально к стене.

Это ключевая позиция в первой половине правого поворота вальса, существенная для достижения плавности поворота. Заключительное действие первой половины правого поворота — завершение поворота (одна восьмая) с одновременным подтягиванием стопы для приставки.

Резюме: Начните поворот корпуса вокруг оси в начале первого шага, продолжите поворот на первом и втором шагах, закончите поворот на третьем шаге. В идеале должен получиться мягкий, непрерывный, плавный поворот вправо на три восьмых.

Теперь давайте добавим третий слой к свинговому движению по прямой.

Эта характеристика движения носит название «свей». Не сломанный в поясе наклон, но классический свей, сохраняющий правильный баланс — прямая наклонная линия от головы до пальцев ног. Свей, строго говоря, используется только в фигурах стандартных танцев. Т.е. этот свей для баланса корпуса следует использовать только тогда, когда корпус и стопы движутся в сторону. Поскольку этот тип свея используется для баланса, — хотя, конечно, опытный танцор может также использовать его и как дополнительный эстетический фактор — законы динамики движения диктуют, что он направлен в противоположную от перемещения сторону. Велосипедист, например, выполняет свей внутрь, двигаясь по дуге, а самолет наклоняется при повороте. В рассматриваемом нами правом повороте вальса это означает, что свей выполняется вправо (для партнера) на шагах 2 и 3.

И вот здесь вступает в силу еще один ключевой фактор. Если выполнять второй шаг поворота вперед, как некоторые педагоги учат, тогда правильный свей невозможен. В соответствии с упомянутыми законами динамики, согласно которым свей направлен в противоположную от движения сторону, на шаге вперед свей должен быть назад.

Но ни в одной книге по технике бального танца вы не найдете такого понятия как свей назад.

Наконец, четвертый слой: Подъемы и снижения.

Понимание принципов свинга корпуса чрезвычайно важно для исполнителя стандарта. Все фигуры вальса могут быть разделены на три основные категории: свинговые фигуры, спины (стационарные и поступательные) и позы, т.е. оверсвеи, ланджи, контра-чеки. Правые повороты — это фигуры первого типа — с маятниковым свингом.

В каждой стране есть детские площадки, где непременным развлечением являются качели. Приглядитесь к их движению. Траектория полета качелей представляет собой прямую линию. У них такая же дуга подъема и снижения, как и у маятника. Именно эта дуга, которую описывают качели, и есть идеальная модель свинга, о которой надо постоянно помнить, танцуя правый поворот и другие основные типы поворотов. «Рваные» приставки в конце третьего шага или «рваный» четвертый шаг несовместимы с правильным свингом. Разберитесь, из чего складывается понятие «свинг» и вы будете лучше танцевать вальс.

Ювеналы всех стран! На примере только одной фигуры из «Ограниченного перечня фигур» я попытался показать, что имели в виду авторы, когда они разрабатывали эти очень разумные и логичные правила конкурсного исполнения для ювеналов. Начните вашу танцевальную карьеру правильно с первого дня. Постройте прочную платформу на базе правильной, безупречной техники, прежде чем вы начнете брать на вооружение причудливые вариации и еще более причудливые теории!

Далее >> Основы правильной осанки и положения в паре