Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 51 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

На глиняных ногах

Недавно один зарубежный профессионал выразил высокую оценку моей серии статей «Как воспитать чемпиона», добавив при этом, что как судья он все-таки предпочел бы «танцора-артиста» «танцору-технарю». Я поблагодарил его за комплимент, но подумал, что основную мою мысль он не понял. Мы ведь говорим о воспитании ЧЕМПИОНА, и в этом контексте не должно быть противопоставления. Для будущего чемпиона выбор между «тем и этим» не имеет смысла. Пары, которые уже борются или собираются бороться за чемпионские звания должны были начать свою конкурсную карьеру с фундамента, в качестве главного приоритета, строя платформу прочного знания техники.

Даже если вы, читатель, находитесь в самом начале своей танцевальной карьеры, пожалуйста, отнеситесь серьезно к овладению техникой. Техническое мастерство поддается измерению при помощи вполне определенных эталонов, в то время как «артистизм» — понятие туманное и его оценка вещь весьма субъективная. Недаром говорят: «Красота — в глазах зрителя».

Чемпион — продукт технического совершенства и собственного представления танцора об артистизме движения и стиля. В некоторых моих статьях, посвященных важным элементам стиля, движения и характера танца содержатся советы, как достичь и технического совершенства, и «артистизма» в танце.

Каждый грамотный квалифицированный педагог знает, что технически неверно выполнять 4-й шаг лок-степа на каблук, или подниматься на носки в танго, или высоко поднимать каблук и вытягивать носок свободной ноги в променадной позиции в танго, или танцевать лок-степ с непараллельными стопами (как в классическом танце). Такой педагог знает, что у партнера работа стопы на шагах назад левой волны отличается от работы стопы партнерши (у которой подъема в стопе нет), что на поворотах стопы должны проходить близко друг к другу, а не описывать широкие круги, как у моряка на палубе корабля в шторм. Но это только самые очевидные грехи против технической точности использования стопы.

О стопах, точках контакта с паркетом, уже написаны сотни тысяч слов (я сам написал не одну тысячу). Откройте любой учебник по бальному танцу, и вы увидите, сколько внимания уделяется работе стопы. Когда танцевальные фигуры описаны с помощью диаграмм, обычно используется изображение «следа» стопы. В анализе бального танца половина технических терминов относится к расположению стопы (другими важными характеристиками анализа являются противоходы (СВМ) (фото1), подъемы и снижения (не в танго), свей и ритм). Нижеприведенные правила являются конкретными техническими требованиями. Здесь не может быть места для сомнений, помещена ли стопа на паркет в соответствии с требованиями техники или нет — либо да, либо нет. Мне вряд ли необходимо напоминать читателям, что эта методика признана сегодня всеми танцевальными ассоциациями мира.

1. Позиции стоп: Определяют положение рабочей стопы по отношению к опорной стопе (стоит отметить, что существуют 11 открытых позиций стопы, не считая «закрытой» позиции).

2. Ориентация (alignment): Определяет направление стоп относительно зала. Термины «лицом»(facing) и «спиной»(backing) не имеют отношения к корпусу, но используются, чтобы подчеркнуть, что ориентация стоп и корпуса совпадает, что при исполнении основных поворотов имеет место на 5 шагах из 6. Термин «указывает»(pointing) используется, когда ориентация рабочей стопы и корпуса не совпадает. При исполнении основных поворотов это случается только на одном шаге из 6.

Прочитайте это очень внимательно. Если бы технические требования на большинстве шагов предусматривали выворотность стоп, как в латине, «олд-тайм» или классическом балете, то при описании этих шагов использовалась бы ориентация «указывает» (pointing)!

Так почему же учителя/тренеры пар-нарушителей техники — а нарушают так часто — позволяют этим повторяющимся ошибкам оставаться без последствий?

3. Степень поворота: Степень поворота между шагами измеряется углом между линиями стоп, а не изменением положения корпуса. Следует обратить особое внимание (особенно тем, кто танцует шаги 1 и 2 поворота «вперед, вперед...»), что, когда поворот разбивается на 3 шага (как, например, на первой половине правых или левых поворотов в вальсе/фокстроте/квикстепе), степень поворота обычно больше между шагами 1 и 2 и меньше между 2 и 3 (например, 1/4 и 1/8). Разве это недостаточно ясно показывает, что второй шаг поворота должен выполняться в сторону?
4. Работа стопы: Очевидно, что эта характеристика описывает часть или части стопы, вступающие в контакт с паркетом и последовательность этого контакта.

Однако, эти четыре технических момента составляют лишь голую схему стильной работы стопы. «Чемпион» вдохнет жизнь в работу стоп, почти наделит их душой, сделает из них высокопрофессиональный, точный, чуткий, выразительный инструмент.

Учащемуся школы танцев следует иметь достаточное представление об основных элементах (например, о четырех вышеуказанных характеристиках), которые определяют правильное использование стопы.

Для танцоров выше среднего конкурсного уровня неправильная работа стопы непростительна. «Вышколенная» стопа должна быть предметом гордости любого конкурсного танцора.

Для конкурсных пар международного уровня работа стопы должна быть не только технически точной, но и в высокой степени «артистичной».

Бесчисленное количество раз присутствовал я на чемпионатах и каждый раз задавал себе вопрос: слушали ли эти именитые пары своего учителя, когда занимались основами танца? Я могу посвятить следующий абзац в равной степени очень многим парам, выступавшим почти на любом чемпионате последних лет, где я судил:
«Молодая любительская пара, ухоженная и прекрасно одетая. Она — со вкусом причесана и в очень красивом платье, он — блестящий молодой человек в хорошо сидящем фраке, аккуратно и стильно подстрижен.

Мое первое впечатление: пара очень серьезно относится к танцу и не жалеет сил и средств, чтобы обратить на себя благоприятное внимание судей. Их линия верха только подтверждает эту точку зрения. Хорошие линии корпуса и плеч. Возможно, соединение рук в паре нуждается в некоторой корректировке: они выглядят искусственно поднятыми вверх. На первый взгляд их движение достаточно мягкое. Схема составлена удачно и из привлекательных фигур. Очевидно, что эта пара может рассчитывать на очень высокое место».

Но ужасная работа стопы губит все!

Прекрасный верх пары, которую я описал — это только фасад, неподкрепленный прочным фундаментом. Очевидно, что у пары есть достаточный конкурсный опыт, раз они научились поддерживать такую ухоженную, модную внешнюю форму. Но как же могло случиться, что они (или их учитель) не уделили достаточно внимания основам техники стопы, которая абсолютно необходима хорошему танцору? Я просто не могу поверить своим глазам. Шаги выполняются с каблука там, где они должны быть с носка и наоборот. Стопы развернуты под углом 45 градусов друг к другу. А о том, что стопы должны проходить близко, параллельно и как бы постоянно выполняя «браш», пара не имеет ни малейшего представления. И дело ведь не только в том, что на эти «глиняные ноги» невозможно смотреть без содрогания, но безграмотная работа стопы, конечно же, отрицательно сказывается и на технике подъемов и снижений.

Оглядываясь назад, я вспоминаю часы, которые потратили мои учителя в период моего становления как танцора, шлифуя мельчайшие нюансы правильной работы стопы, бесчисленные повторения открытых поворотов, закрытых поворотов, шассе, каблучных пивотов, свивлов и других деталей движения.

Я был по-юношески нетерпелив, стремясь поскорее перейти к необычным, ярким, броским вариациям, которые танцевали на конкурсах другие любители. Но со временем, когда на ступенях лестницы, ведущей к чемпионским титулам, я обошел этих «скороспелок», я осознал, насколько прав был мой учитель с его педантичной методикой. Будьте благоразумны! Постройте прочную платформу безупречной техники. В конце концов, это самый быстрый путь наверх.

Далее >> Позиции ног (в стандартных танцах) \ / ...выворотность или параллельность... ||