Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 76 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Блестящая работа стопы

Пожалуй, справедливо будет утверждать, что качество работы стопы конкурсных танцоров в стандарте начало падать примерно в 1959 году, т.е. со времени возрождения чемпионатов мира, но не в их первоначальной форме, а как комбинации стандартной и латиноамериканской программ. Через несколько лет от этой формы отказались, найдя, что она не отвечает интересам танцоров и танца в целом, и чемпионаты мира стали проводить по двум раздельным программам, как и сегодня. Однако в тех странах, где конкурсный танец успешно развивался, стали проводить многочисленные конкурсы по 10 танцам, и танцоры соответственно готовили две программы.

Постепенно и почти незаметно, началось стирание различий между техническими требованиями в стандарте и латине, и со временем оно нарастало. (Это коснулось не только работы стопы, но и изменения положения в паре и отказе от использования СВМ, ведения стороной корпуса и контакта в корпусе. Я уже затрагивал эту тему в настоящей серии статей.)

Одним из столпов, на котором было построено здание бального танца, является концепция параллельности стоп, в то время как в латине, наоборот, многие фигуры исполняются с развернутыми стопами. Но со временем я стал встречать пары, которые, готовясь начать стандартный танец, становятся с весом на одной ноге, в то время как другая вынесена в сторону с развернутым носком, причем видно, что их так научили (фото 1—2). Разве такое подготовительное положение способствует развитию у танцоров навыков параллельности стоп, развитию чувства, которое помогло бы им принять правильную позицию, не проверяя сознательно, действительно ли стопы параллельны?!? Немудрено, что такое размывание граней между двумя разными типами постановки стоп в стандарте и в латине распространяется как зараза.

177

Фото 1. Неправильно         Фото 2. Правильно

Давайте возьмем простую основную фигуру, такую, например, как левый поворот в вальсе. Допустим, что перед ним были выполнены импетус или спин-поворот с последующими шагами 4, 5, 6 левого поворота, законченного ДЦ. Я с оптимизмом предполагаю, что стопы обоих партнеров в этот момент аккуратно соединены, абсолютно параллельны и соприкасаются по всей длине стопы, носок к носку, каблук к каблуку.

Именно такая идеальная позиция подразумевается, когда в техническом описании встречается слово «приставка», что вполне обычно в типичной схеме вальса. Итак, последующий левый поворот начинается с параллельными стопами. В конце второго шага стопы партнера остаются параллельными, причем шаг правой ногой (ПН) направлен «в сторону» с диагональным пересечением ЛТ одновременно с развитием бокового свинга корпуса. Чтобы завершить требуемый на первой половине фигуры поворот на 3/8, остается выполнить еще поворот на 1/8, пивотируя на носке ПН. Когда ЛН выполняет приставку к ПН, стопы продолжают все время оставаться параллельными вплоть до момента касания. Принцип параллельности стоп соблюдается постоянно.

Даже если пара убеждена в безупречности постановки стоп и их работы, сегодня, в век видео, легко проверить, достаточно ли глубоко эта пара понимает и воплощает в жизнь этот фундаментальный принцип.

Только танцор, расположенный на внутренней стороне поворота, — в данном конкретном случае партнерша — разворачивает стопу на втором шаге, принимая положение, которое называется «пойнтинг». На всех других шагах стопы должны оставаться параллельными, независимо от того вместе они или нет. Но даже на внутренней стороне поворота танцор должен сохранять параллельность в таких фигурах как каблучные пивоты, пивоты на носке, каблучные повороты, каблучные пулы, которые являются составными элементами многих вариаций.

Но это только первый шаг в развитии классической, безупречной, блестящей работы стопы. Есть много других важных аспектов, таких, например, как «ТРЕКИНГ», т.е. скольжение стопой по паркету, как по рельсу, без «шатания» внутрь или наружу, с весом, сосредоточенным на стопе. Вот простой пример. Давайте рассмотрим четвертый шаг левого поворота фокстрота (партнер). Шаг ПН должен выполняться назад вдоль ЛТ (параллельно стене) под центром тяжести — позвоночником, — но его часто выполняют назад под правым плечом, диагонально к центру. Это не только выглядит некрасиво, но и совершенно неправильно технически, поскольку дальше корпус должен двигаться диагонально к стене на последней части фигуры — перо-окончании. Тренеры, объясняя направление этого шага, иногда используют выражение «под корпус».

Следующий важный аспект — КОНТРОЛЬ ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА рабочей стопы. Стопа не должна качаться, «вихляться» в суставе или как-то иначе отклоняться от линии. Правильным завершением всех шагов с каблука является БЫСТРОЕ ОПУСКАНИЕ НОСКА ВНИЗ («ФЛИКДАУН»). Но этого можно добиться, только если шаг синхронизирован с переносом веса корпуса. Если рабочая стопа выносится впереди веса корпуса в свинговых танцах (вальсе, фокстроте, квикстепе, венском вальсе), голеностопный сустав окажется «запертым» во время касания паркета каблуком, а носок — задранным вверх, оказывая сопротивление плавному потоку движения.

Фликдаун — это движение стопы, которое необходимо для немедленного переката «каблук-вся стопа-подушечка», обеспечивающего непрерывное плавное движение корпуса. Достигается это следующим образом. Стопа выносится вперед синхронно со свингом корпуса, сначала носком, затем каблуком с очень легким контактом с паркетом, как бы сметая стопой пыль. При максимальном выносе ноги, когда стопа касается паркета каблуком, она выполняет очень легкий «флик» вверх, как бы сбрасывая капельку дождя с носка туфли. Затем нога немедленно ставится на всю стопу плоско, и вес перекатывается со всей стопы на подушечку и носок, в то время как свободная нога начинает движение вперед. И хотя я употребил много слов, описывая этот процесс, на его исполнение уйдет меньше времени, чем на произнесение слова «фликдаун».

181

Фото 3. Брашинг у партнерши

Брашинг — это последний технический прием, на который я хочу обратить ваше внимание в этом коротком списке основных приоритетов для достижения безупречной работы стопы. Брашинг — это легкое скольжение внутренней поверхности одной туфли о другую при прохождении одной стопы мимо другой (фото 3). (Можно чуть-чуть смазать вазелином эти поверхности лаковых кожаных туфель партнера, чтобы избежать прилипания). Единственными исключениями из этого правила являются фигуры типа ронда, когда рабочая нога выносится широким полукругом и носок рабочей стопы (также как исключение) развернут наружу.

Далее >> На глиняных ногах