Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 116 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Свей. Его употребление и ...злоупотребление

Свей играет очень важную роль в бальном танце. Это один из наиболее важных инструментов создания выразительности.

Об этом я снова подумал, наблюдая на видео выступления Маркуса и Карен Хилтон и Луки Бариччи и Лорейн Барри на Всемирном танцевальном конгрессе 1995 года. Обе пары рассказывали о фокстроте и обе очень выразительно пользовались свеем. Маркус, объясняя, как он использует свей, привел пример самолета на вираже.

Это отличная иллюстрация. Если самолет идеально сбалансирован на повороте — силы поворота и наклона уравновешены — и вы можете видеть лишь землю через один иллюминатор и небо через другой, создается ощущение, что самолет летит горизонтально, и полный стакан воды на подносе перед вами не расплещется. Танцор, правильно выполняющий свей, также представляет собой воплощение идеального баланса.

Другая важная характеристика основного свея, используемого в бальном танце: при его применении корпус партнера должен представлять ровную прямую линию от головы до стоп. (Постановка корпуса партнерши, как всем хорошо известно, основана на мягкой дуге от голеностопа вверх.) Именно этот тип свея описан во всех учебниках по технике танца, которые используют кандидаты при подготовке к экзаменам для получения квалификации учителей и судей. Это «балансовый» свей и он используется всегда, когда корпус выполняет боковой свинг, как, например, на втором и третьем шагах основных поворотов в вальсе и фокстроте. Этот вид свея не может существовать отдельно от свинга корпуса.

Обучая свею и используя образ самолета, наклон которого позволяет сбалансировать его поворот, я, как альтернативу, привожу пример мотоциклиста, который отклоняется в направлении центра поворота как одно целое вместе с машиной. Точно также и у танцевальной пары есть общий баланс, который поддерживается свеем внутрь поворота.

Угол свея пары, необходимый для поддержания баланса, также как в примерах с самолетом или мотоциклистом, зависит от скорости перемещения по паркету. Степень свея является функцией свинга. Чем быстрее движется корпус на повороте и чем больше меняется направление, тем больше угол свея, необходимый для поддержания равновесия (фото 1).

153

Фото 1. Правильно при большой скорости движения

Величина используемого свея всегда должна быть пропорциональна импульсу на боковом свинге. Если танцор практически только «шагает под музыку», т.е. свинг корпуса не используется, то и степень свея, необходимого для баланса тела, будет незначительна. Противоположной крайностью является наращивание скорости движения в некоторых вариациях, например, ускорение в фигуре ховер-кроссе на углу с выполнением заключительной позы в противоположном направлении. В этом случае балансовый свей на 4-м шаге ховер-кросса может достигать 45 градусов, бросая вызов закону гравитации.

Эта линия может быть очень красивой и необычной, напоминающей ту, которую образует велосипедист или мотоциклист, огибая угол на высокой скорости, но, похоже, большинство танцоров не отдают себе отчет в преимуществах, которые дает им описанная ситуация. Обратите внимание, что мы все еще продолжаем говорить о свее, как о наклонной прямой. В зависимости от скорости движения и степени поворота на конкретной фигуре, угол отклонения от перпендикуляра при выполнении свея может колебаться между двумя описанными крайними случаями.

Однако многие танцоры «сломаны» в поясе при выполнении свея, и это является ошибкой.

В изобразительном искусстве одной из первых и наиболее трудных технических задач, с которыми сталкиваются студенты художественных училищ, является навык рисования прямой линии от руки. В бальном танце умение создать прямую линию свея является необходимым требованием для любого танцора, который хочет выйти за пределы чисто общественного аспекта танца и развить свое исполнение до уровня настоящего искусства.

Теперь обратимся к другой форме свея.

Когда после войны начали использовать «сломанный» свей, нам это казалось авангардным артистическим приемом, расширением традиционных горизонтов. И тогда мы не понимали, что выпускаем джина из бутылки, не понимали важности овладения классическим свеем в качестве первого и необходимого условия.
Дорин и я взяли на вооружение этот «сломанный» свей сразу же после его появления много лет назад. Описывая возможности его использования, я использовал тогда термин «дуговой свей». Я считал его дополнением к традиционному классическому свею, а не его заменой. Имея в виду именно это, мы начали использовать дуговой свей в некоторых фигурах наших конкурсных схем и в шоу.

Например, спин на месте (standing spin) в променадной позиции, когда партнер выполняет пивот с весом на подушечке левой стопы, одновременно ведя партнершу на бегущие шаги вокруг себя в направлении против часовой стрелки. Эту фигуру можно сделать более эффектной, и, что важнее, создать дополнительный импульс, если партнер создаст дуговой свей корпуса влево (партнерша — вправо в ПП), т.е. в направлении вращения.

В основе концепции дугового свинга лежал принцип, согласно которому при его выполнении мышцы тела сначала растянуты в нормальном для танца состоянии, а затем создается дуга влево или вправо дополнительным растягиванием мышц противоположной стороны корпуса между бедром и грудной клеткой. К сожалению, со временем многие танцоры стали создавать дуговой свей не с помощью дополнительного растягивания, а предпочитая более простую, но эстетически невыигрышную для себя альтернативу — сокращая мышцы талии одной стороны тела. Или же, что в равной степени нежелательно, пытаясь имитировать дуговой свей, танцоры активизировали мышцы верха спины, что приводило к искаженной линии плеч и рук (фото 2 — 8).

154

    Фото 2. Правильно           Фото 3. Неправильно

 

155

     Фото 4. Неправильно        Фото 5. Правильно

 

157

Фото 6. Правильно           Фото 7. Неправильно          Фото 8. Неправильно

Но больше всего злоупотребляют свеем в позах (picture lines). Использование поз с двойным свеем, сначала в одну сторону, потом в другую в популярных фигурах типа оверсвея или ланджа выглядит привлекательно в исполнении опытных классных пар, которые прошли свой «курс молодого бойца», отработав классический свей.

Но обезьянье подражание менее искусными парами, без достаточной базовой подготовки и опыта использования классического свея приводит к неправильной работе корпуса; в результате руки просто качаются то в одну, то в другую сторону, что выглядит весьма непривлекательно. Парам надо постоянно напоминать, что во всех этих движениях должны активизироваться мышцы корпуса, а именно «корсет», а не руки.

Сначала освойте и отработайте классический свей в форме наклонной прямой, пока он не будет автоматически воспроизводиться мышечной памятью. Только потом займитесь изучением дугового — а не «сломанного» — свея.

Далее >> Рассекая воздух