Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 58 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Техника бального танца под угрозой

Сначала я не мог поверить своим ушам. Но потом, когда все больше и больше учителей, танцоров и тренеров рассказывали то же самое, мне пришлось неохотно признать, что это правда. То есть действительно, некоторые авторитетные педагоги стандарта советовали своим ученикам — конкурсным танцорам — отбросить все это старье, на котором они воспитывались. Партнершам, например, уже не нужно стремиться выполнить безукоризненный каблучный поворот, а партнеры могут не беспокоиться о правильной работе стопы при выполнении пивотов, спинов или тех же каблучных поворотов.

Я поделился своим недоумением с руководителем одной из танцевальных школ, широко известной своим скрупулезным вниманием к технике исполнения и своими парами, которыми эта школа знаменита уже несколько поколений. Он подтвердил существование такой тенденции и рассказал, что одна из ведущих пар школы после урока со «знаменитостью» вернулась подавленной и сообщила, что им посоветовали отказаться от работы над деталями техники, которые они годами оттачивали. Совсем спятили, что ли некоторые наши конкурсные тренеры!? К счастью, спешу утешить вас, я знаю, что большинство конкурсных тренеров с большим уважением относится к ценностям правильной техники. В конце концов, они ведь сами подчинялись ее диктату, когда были танцорами.

Я и сам прошел все ступеньки танцевальной карьеры от начинающего танцора до неоднократного победителя, вместе со своей женой Дорин, всех крупнейших открытых профессиональных чемпионатов. Затем как Профессиональный учитель и тренер я снова прошел тот же путь, теперь уже тренируя и шлифуя мастерство многих знаменитых впоследствии пар.

Поэтому я знаю по собственному опыту, что хороший тренер, применяя сложные методические приемы, может способствовать воспитанию Чемпиона, но, и это исключительно важно, прочный фундамент технической безупречности всегда должен быть основной предпосылкой.

Никакой ИСТИННО хороший тренер не может обойти или игнорировать, а тем более сознательно отбрасывать или дискредитировать работу над базовой техникой. Раньше я считал (наивно, как стало ясно сегодня), что многочисленные ошибки в работе стопы и в технике, которые я наблюдал на международных чемпионатах и критиковал в своих обзорах, объясняются небрежностью, недостаточной практикой и недооценкой парами основ техники как важнейшего компонента превращения танца в искусство. Теперь ясно, что, по крайней мере, некоторые из этих ошибок пары выполняют сознательно, — как результат «промывания мозгов» их тренером! Невероятно, но факт! Я пытаюсь представить себе, как проходит такой урок:

Знаменитый Тренер — прилежной конкурсной паре:

«Нет-нет-нет. сегодня уже не нужно никакого контакта. Да, я знаю, что когда-то контакт был совершенно обязательным для так называемого «Современного бального танца», но его же и вам, и многим другим, очень трудно постоянно поддерживать. Что на самом деле важно — так это чувство небрежной непринужденности между партнерами в паре. Такое, знаете ли, ощущение неубранной постели».

«Неужели вы все еще ставите стопы параллельно? Что? Ах, ваш учитель очень щепетильно относится к правильной технике и всегда настаивает на аккуратной работе стопы? Не тратьте вы на это время! Ставьте стопы как попало. Судьи все равно ничего не заметят, если вы скроете ошибки за сильным движением и объемной «картинкой».

«Вы говорите, в «Данс ньюс» на ваши ошибки обратил внимание автор обзора? Вы, видите ли, в конце лок-степа или бегущего окончания шлепнулись на каблук, ну и прочая ерунда. Не обращайте внимания! Посильна крутите партнершу, чтобы ее платье развевалось во все стороны: это отвлекает судей и скрывает массу ошибок. Побольше «бури и натиска»! Вот на что обращают внимание судьи! Наплюйте на эту чепуху насчет важности правильной техники. Еще раз повторяю: никто ничего не заметит. А если и заметят, это все равно сойдет вам с рук (или с ног)».

Знаменитый Тренер — молодому профессионалу:

«Не обращай внимания на эти учебники по технике. Они уже давно устарели. Да, я знаю, что уважаемая организация совсем недавно выпустила новую «Пересмотренную технику бального танца», в которой описание основных принципов — позиций ног, работы стопы, подъемов и снижений, противодвижения — осталось практически без изменения. Но это все для педантов. Объем и скорость — вот в чем все дело! Вы хотите знать, что именно значит «объем»? Ну, это...э...э... Ладно, продолжай тренировку, не будь занудой».

Есть люди, которые говорят мне, что такой метод воспитания и есть настоящий «Прогресс» с большой буквы. Я абсолютно не согласен. Прогресс в точном смысле этого слова заключается в улучшении какого-то уже существующего уровня. В нашем случае он означает совершенствование танцора путем, как постоянной шлифовки качества техники, так и улучшения артистической выразительности. Эти две характеристики идут рука об руку Пренебрежение основами, позволяющее — и даже поощряющее — нарушения принятой техники, не может считаться прогрессом. Легко представить себе какой ледяной прием и презрение нашли бы такие «ниспровергатели основ», появись они в мире классического балета!

Теперь в этой связи давайте рассмотрим роль судьи. Какими основными критериями следует руководствоваться при оценке уровня исполнения? Техника, артистизм или спортивность на первом плане? Необходимым требованием для получения лицензии Британского Совета по бальному танцу на судейство является действительное членство в одной из признанных организаций педагогов. В свою очередь, успешная сдача теоретического экзамена на действительное членство зависит исключительно от правильных ответов на вопросы, сосредоточенные только на технике. От судьи не требуется сдавать какие-либо экзамены — устные или письменные — касающиеся аспектов танца, выходящих за пределы чисто технических. Я повторяю, что лицензия на судейство основана на чисто технических критериях.

Таким образом, представляется логичным, что судьи без колебания должны наказывать за технические ошибки: потерю контакта, отсутствие противоходов, непараллельность стоп, неправильную траекторию и постановку стоп (например, на 4-м шаге левого и правого поворотов), неаккуратные каблучные повороты.

Конечно, артистическая выразительность очень важна. Но без прочного фундамента Техники это лишь прекрасный дом, построенный на трясине.

Я согласен, что в любой области искусства художник должен быть всегда свободен развивать новые идеи. В период своей конкурсной танцевальной карьеры мы с Дорин тоже расширяли горизонты артистической выразительности. Мы, например, в поисках дополнительного драматического эффекта и контрастности в передаче характера танца разработали и с успехом воплотили идею использования ритма «рубато» в дополнение к традиционному ритму.

Но мы никогда не переставали отрабатывать и оттачивать основные фигуры и принятую Технику бального танца как технику признанную всеми педагогическими ассоциациями. Я думаю, что именно этими принципами руководствовались все наши чемпионы вплоть до сегодняшнего дня.

Если повсеместно признать, что существующую Технику следует отменить за ненадобностью, тогда Техника должна быть переписана заново.

В противном случае судьи должны начать наказывать танцоров за любые нарушения, независимо от их рейтинга и репутации.


Далее >> Назад к основам!