Баннер
Баннер
Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 117 гостей онлайн

Сайт нравится?

Сайт нравится?
 

Третья характеристика плавного движения.

Подъемы и снижения

Тайгер Вудс, гений гольфа, который недавно выиграл Турнир Мастеров США, всегда следовал всем верным принципам на пути к «Воспитанию Чемпиона». Он совместил в себе профессиональную одаренность, необыкновенно мощную, но превосходно контролируемую энергию, безупречное чувство ритма (точное чувство момента удара клюшкой по мячику), тонкое мастерство и мягкость «прикосновения к бабочке» для последнего удара, загоняющего мяч в лунку. Во всех аспектах, относящихся к гольфу, он всегда требовал от себя совершенства. Он выработал стабильный свинговый удар, отличающийся точностью траектории и до сотых долей миллиметра точностью соприкосновения клюшки и мяча. Кроме того, он обладает той железной логикой мышления, о которой я уже несколько раз говорил в этой серии статей. Он тщательно совершенствует и умственные, и физические аспекты игры. Как и всякий человек, он, несомненно, когда-нибудь почувствует неудовлетворенность, что не может достичь самому себе установленной высокой планки совершенства. Вероятно, он окажется тогда самым строгим собственным критиком. И так должен вести себя и чувствовать любой, кто стремится стать чемпионом в любом виде спорта. Никогда, никогда ни малейшего чувства самоудовлетворения или успокоенности. Постоянная мысль, что можно достичь большего. Постоянное стремление превзойти любой достигнутый результат.

К сожалению, следует признать, что большинство танцоров, стремящихся стать чемпионами, не посвящают этой задаче столько размышлений, усилий, времени и энергии, сколько посвятил ей двадцатилетний Тайгер.

Тема настоящей статьи — «Подъемы и снижения». Это еще одна категория из числа четырех типов плавности, с помощью которых танцор передает артистизм движения. Переходя к этой теме, я хотел бы развить аналогию между гольфом и танцем как видами спорта. Общей динамической составляющей, на которой я остановлюсь в этой статье, является концепция «свинга», потому что свинг корпуса является мотивирующей силой — причиной, которая создает естественное ощущение подъема, если этот эффект используется танцором в вальсе, фокстроте, венском вальсе и квикстепе.

Я говорю «если», потому что многие танцоры, даже те, которые стали национальными знаменитостями в своих странах, являются всего лишь хорошими «выталкивателями ног». Их корпус следует за выносом ноги, а не вызывает его.

Подъемы и снижения — это не просто вопрос правильной работы каблука и носка, хотя это тоже очень важно. Все учебные пособия отмечают, что работа мышц ног и колен также участвует в создании этого эффекта, но как я уже сказал ранее, именно свинг корпуса при условии правильного применения является важнейшим фактором, вызывающим «подъем».

Вторая составляющая этого процесса — fall (буквально «падение»). Я всегда считал этот термин неудачным для использования не только конкурсным танцором, но и танцором-«медалистом». Следует заменить «падение» на «мягкое снижение». Это вопрос мышечного контроля. Каблук опорной ноги должен снижаться так плавно, как будто он управляется гидравликой, и настолько осторожно, чтобы не раздавить даже яичной скорлупы. Это тот идеал, к которому должен стремиться любой серьезный танцор. «Стопа должна работать бесшумно» — это одна из Десяти Заповедей Танцора. Если вы слышите, как ваши каблуки стучат по паркету при опускании, значит, вы еще не владеете (или владеете недостаточно) тонким искусством снижения.

В стандартных танцах существует два главных типа подъемов и снижений. Первый, маятниковый тип, является основным для вальса и венского вальса. Синусоидально-волновые подъемы и снижения характерны для классических фигур медленного фокстрота. Это пульсирующее волнообразное течение, которое в своей основе представляет собой подъем корпуса на две доли и снижение на две доли такта. Квикстеп, в основе которого лежит шассе, использует подъемы обоих основных типов. Кроме того, в этих танцах присутствуют дополнительные типы подъемов и снижений, например, поздний подъем в кортэ или импетусе. Есть также фигуры, в которых применяется продолженный подъем (последовательность быстрых шагов, синкопы), а также фигуры без подъема (пулл-степы, пивоты и свивлы).

Однако ключевым фактором содержания данной статьи является концепция плавности подъема и снижения. Это качество характеризуется непрерывностью процесса, которая в сочетании с другими тремя типами плавности (мы позже рассмотрим еще один) представляет собой главную отличительную черту настоящего чемпиона.

Я часто слышал и читал, как подъемы и снижения педантично анализируются в мельчайших деталях. Например, мучительно сложное и запутанное «объяснение» основного свинга в вальсе, когда музыкальный такт делится на шесть формальных полудолей. К чему такое неоправданное усложнение? Методически гораздо нагляднее использовать аналогию основного типа подъемов и снижений с параболической траекторией маятника, детских качелей или гимнастической трапеции.

Слушая мелодию своего любимого вальса, попробуйте использовать свое воображение и почувствовать, реально почувствовать, как ваш корпус пролетает на качелях через паркет, как будто вы подвешены на воображаемой веревке, один конец которой закреплен на потолке, а другой у вас на макушке. Представьте себе, что каждый такт музыки это один полный цикл качания маятника. Одной этой идеи достаточно для выражения существа идеального «параболического» свингового характера подъема и снижения в вальсе.

Характер подъемов и снижений в правых и левых поворотов венского вальса также основан на маятниковом действии, описанном выше. Очень важно понимать, что в этом случае парабола траектории маятника гораздо более полога. Подъем в стопе минимален. Подъемы и снижения почти полностью определяются работой колен.

Теперь рассмотрим, как танцор может реально создать эту форму. Стопа и голеностоп представляют собой один из инструментов, используемых для создания подъемов и снижений, но не основной. Главными двигателями, создающим подъем, являются свинг корпуса и работа колен. Используя наглядную аналогию, можно сказать, что колени должны работать как гидравлические поршни.

Далее рассмотрим скорость движения ног на трех долях свинга вальса.

Вначале создадим воображаемую картину набора скорости на свинге трапеции. Соотнесем свинг корпуса и ног с этой картинкой. В верхней стадии свинга существует момент постепенного разгона. Затем начинается движение вниз, сначала медленно, с последующим набором скорости вплоть до нижней «мертвой» точки свинга, где скорость движения ноги снижается, достигает минимума и замирает на приставке. И снова танцор ощущает этот особый момент невесомости, потери земного притяжения перед тем, как начать свинг на следующем такте музыки. Это то самое ощущение, которое поколения учителей танца называли полетом тела, и которое во всех стандартных танцах кроме танго вызывается движущей силой свинга корпуса.

Но многие танцоры так торопятся! Парение (hover) на пике подъема, продолжающееся доли секунды — это восхитительное ощущение, которое должно стать неотъемлемой чертой правильного свинга в вальсе. Однако торопливый танцор никогда этого не почувствует, т.к. он сбит с толку ложной концепцией о необходимости добиваться максимально широкого движения по паркету за минимально короткое время.

Механизм создания маятникового свинга, снижение корпуса с использованием мышц колена и голеностопа, гравитация, помогающая ускорению на нижней фазе свинга и постепенное ослабление импульса на верхней — все это достигается путем создания соответствующей мысленной картинки «конечного эффекта». Тот же методический прием — создание картинки, иллюстрирующей типы подъемов и снижений, справедлив применительно к другим танцам и характерным для них фигурам.

Помните, что обсуждаемые в этой серии статей принципы, неприменимы к танго. Движение в этом танце определяется совершенно другим набором правил. Это объясняется тем, что в танго вес НЕ перемещается с помощью свинга корпуса, а, следовательно, НЕТ и подъемов и снижений.

Последний из «четырех типов плавности» — СВЕЙ — мы рассмотрим в следующем номере.

Далее >> Свей. Его употребление и ...злоупотребление